• Бахчиванжи Григорий Яковлевич, Герой Советского Союза

    Григорий Яковлевич Бахчиванжи родился 7 февраля (20 февраля по новомустилю) 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы.

    Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске, работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

    В 1927 году перебрался в город Мариупполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве "Завод имени Ильича" и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными Силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

    С 1931 года в рядах РККА. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт ВВС РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

    С началом Великой Отечественнойвойны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

    В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание капитан и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

    17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванжи награждается первым орденом Ленина.

    Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

    Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

    Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет.

    Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый исток, расположенного недалеко от аэропорт "Кольцово". В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

    Reply Follow