• Тихомиров Лев Александрович, писатель и политический деятель

    Лев Александрович Тихомиров родился 19 (31) января 1852 года в Геленджике. Происходил из семьи военного врача. Окончил Керчинскую Александрвоскую гимназию с золотой медалью. В 1870-1873 г.г. учился в Московском университете.

    В 1872-1873 г.г. — активный член общества "чайковцев", вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 арестован, судился по "процессу 193-х". В 1878 году — член центра "Земли и воли" и редакции её печатного органа. В 1879 году — член Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 году на Липецком съезде 20 июля 1879 года (на котором была организована "народаня воля") поддержал решение съезда о цареубийстве. Непосредственного отношения к убийству Александа II Тихомиров не имел, в принятии Исполнительным комитетом «Народной воли» решения об убийстве не участвовал. В начале 1880-х годов писал в "Деле", под псевдонимами «И. Кольцов» и «И. К.» (сокращение от названия «Исполнительный комитет»).

    В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу — в Швейцарию, затем во Францию. Издавал «Вестник Народной воли».

    В 1888 году отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). В целом книга принадлежала к литературе, запрещённой в России, но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1889 году Тихомиров просил помилования, был Помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1888 года и смог вернуться в Россию.

    Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2 изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию. Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропаловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Тихомиров становится деятельным сотрудником "Московских ведомостей" и "Русского обозрения". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров переиздал в ряде брошюр и книжек.

    В 1903—1906 годах работает над исследованием "Монархическая государственность".

    После 1905 г. Тихомиров разрабатывает схему реформ системы «думской монархии». Он полагал, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…».

    В 1907 году был приглашён из Москвы лично П.А.Столыпиным в Петербург, где занял должность члена Совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением, ввиду обсуждаемого трудового законодательства. Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу. Основными мероприятиями по разрешению рабочего вопроса Тихомиров видел широкую мирную деятельность рабочих союзов (направленных преимущественно на взаимопомощь рабочих), развитые процедуры медиации при конфликтах между рабочими и работодателями, введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования. К радикальным (для того времени) предложениям о введении 8-часового рабочего дня Тихомиров не присоединялся.

    Предложения Тихомирова частично реализовались с принятием в 1913 году новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев.

    В 1909 году Тихомиров вернулся в Моску. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание "Московские ведомости", редактором которого был до 1913 года.

    За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения. В этой книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала "Москва") показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь.

    В 1917 году отошёл от политической деятельности.

    Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919—1920 годах.

    В 1922 году Тихомиров подал прошение в Комиссию по улучшению быта ученых. Как специалист по литературе, языкознанию и библиотековедению Тихомиров получил паек третьей категории: 3 млн. 250 тыс. рублей, 1 пуд 12 фунтов муки, 16 фунтов гороха, 10 фунтов риса, 6 фунтов масла, 30 фунтов мяса, три четверти фунта чая, 4 фунта сахара и 3 фунта соли. На следующий год Тихомиров умер, посвятив остаток дней богословским трудам.

    Ответить Подписаться