• Разгонин Александр Иванович, Герой Советского Союза

    Александр Иванович Разгонин родился 30 августа 1919 года в посёлке Илларионвоский в рабочей семье Ивана Фёдоровича и Варвары Захаровны Разгониных. Окончил девять классов средней школы. Авиацией Александр Иванович увлекался с детства. Во время учёбы в школе он занимался планеризмом, а в 1937 году прошёл курс обучения в Минераловодском филиале Пятигорского аэроклуба.

    Затем Александр Иванович учился в Ейском военно-морском авиационном училище имени Сталина, по окончании которого в 1940 году он начал военную службу лётчиком морского бомбардировщика ВВС Балтийского флота. Перед войной полк базировался на аэродроме Беззаботное под Ленинградом.

    В боях с немецко-фашистскими захватчиками младший лейтенант А. И. Разгонин с 24 июня 1941 года. Боевое крещение принял во время налёта на крупный немецкий порт Мемель. Александр Иванович умело преодолел зенитный огонь, точно вывел бомбардировщик на цель, но всё же молодому лётчику не хватило боевого опыта. На обратном пути у него закончилось топливо, и он вынужден был посадить самолёт недалеко от Риги и возвращаться в часть поездом. Не менее памятным для Разгонина стал второй боевой вылет, совершённый им 30 июня 1941 года. Перед полком была поставлена задача разбомбить немецкие войска и технику, скопившиеся на переправе через Западную Двину.

    Во время атаки полк потерял 13 экипажей, среди которых было пять молодых лейтенантов, недавних выпускников лётных училищ, в том числе и друг Разгонина и однокашник по Ейскому военно-морскому училищу младший лейтенант П. С. Игашев, направивший свой самолёт в колонну немецких танков. Самолёт Александра Ивановича также получил не менее десяти пробоин от огня вражеских истребителей и зенитной артиллерии, но он смог привести машину на свой аэродром.

    В августе 1941 года 1-й минно-торпедный полк перебазировался на остров Эзель, откуда с аэродрома Кагул совершал боевые вылеты на минирование немецких и финских фарватеров в Балтийском море, а также наносил бомбовые удары по военным и политическим объектам на территории Германии. В одном из вылетов на Берлин принимал участие и младший лейтенант А. И. Разгонин. Во время выполнения боевого задания его самолёт получил повреждения, но Александр Иванович смог благополучно вернуться на базу. В конце месяца полк перелетел на аэродром Новинки в Калининской области, с которого наносил удары по войскам противника, наступавшим на волховском направлении, и объектам его инфраструктуры. Действовать лётчикам приходилось без прикрытия истребителей, часто в тяжёлых метеоусловиях, поэтому каждый вылет был сродни подвигу.

    Октябрь и ноябрь 1943 года сопровождались на Балтике неблагоприятными погодными условиями. Тем не менее гвардии старший лейтенант А. И. Разгонин совершил несколько боевых вылетов на минирование Рижского залива и свободную охоту. Последний свой боевой вылет — восемьдесят девятый по счёту и едва не ставший роковым, он произвёл 16 ноября 1943 года. В 5 часов 25 минут экипаж в составе командира корабля Разгонина, штурмана корабля Макарова, стрелка-радиста Мигунова и воздушного стрелка Гасанова взлетел с аэродрома Углово и взял курс на запад. Взлетевшие следом экипажи, едва долетев и до середины Финского залива, из-за нелётной погоды вскоре вернулись на базу. Разгонин же продолжил полёт, несмотря на доклад штурмана об обледенении крыльев. Обнаружить цель в море экипажу не удалось, и чтобы не возвращаться на аэродром с торпедой, командир корабля принял решение идти на Либаву. В порту в это время находилось до пяти вражеских кораблей. Выбрав цель покрупнее, Разгонин пустил торпеду, но немцы почти сразу открыли плотный заградительный огонь, и лётчик увёл свой самолёт за облака. Штурман взял курс на базу, но на высоте 2000 метров из-за обледенения остановился один из моторов. Лётчик едва дотянул до побережья, когда вышел из строя оставшийся мотор. В режиме планирующего полёта Александр Иванович сумел протянуть ещё тридцать километров, пока не рухнул в лесной массив в 70 километрах северо-восточнее Пярну. В результате жёсткой посадки все члены экипажа получили различные травмы, но остались живы.

    После трехдневных скитаний по лесу, лётчики встретили группу людей, которых они приняли за лесорубов. Однако «лесорубы» на деле оказались полицаями, которые передали лётчиков немецким оккупационным властям. Уже находясь в концлагере в Кёнигсберге, Александр Иванович узнал, что указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Знали об этом и немцы. Вскоре в лагерь приехал представитель РОА, однако Разгонин отказался сотрудничать с власовцами. В ноябре 1944 года его перевели в Ашаффенбург, откуда в марте 1945 года во время налёта союзной авиации он смог совершить побег. Более месяца он с двумя товарищами Петром Дудкиным и Иваном Таякиным пробирался на запад навстречу американским войскам. Серьёзным препятствием на пути беглецов стал Рейн, но бывшие узники нашли на берегу старую рыбацкую лодку без вёсел. Всю ночь они гребли ладонями и лишь под утро, окончательно выбившись из сил, всё же достигли противоположного берега. Вскоре они смогли выйти в расположение американских войск.

    8 мая 1945 года американцы передали бежавшего из плена лётчика советской миссии.

    С 1 июля по 24 августа 1945 года Александр Иванович проходил проверку в 28-м запасном стрелковом полку 12-й запасной стрелковой дивизии, после чего смог вернутся в свою часть.

    Клеймо бывшего военнопленного отрицательно сказалась на дальнейшей карьере военного лётчика. В 1948 году А. И. Разгонин был уволен с военной службы. Золотую Звезду Героя Советского Союза и грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении высокого звания ему так и не вручили.

    С января 1951 года Александр Иванович работал заведующим гаражом, а с начала 1960-х годов начальником такелажно-транспортного цеха на экспериментальном заводе Центрального научно-исследовательского института лесосплава в Ленинграде. По вечерам он учился в Университете марксизма-ленинизма. Ситуация начала меняться только в 1962 году, когда командующим авиацией Военно-морского флота СССР стал бывший командир А. И. Разгонина генерал-лейтенант И.И,Борзов. Иван Иванович приложил много усилий для возвращения честного имени прославленному боевому лётчику. Через восемнадцать лет А. И. Разгонину вручили заслуженную награду, а 1963 году он в звании гвардии капитана был восстановлен на военной службе. Александр Иванович пытался вернуться в морскую авиацию, но за пятнадцать лет, прошедших с его последнего полёта, развитие авиационной техники ушло далеко вперёд, и приспособиться к новым реалиям ему не удалось.

    С 1965 года А. И. Разгонин служил военным представителем на 20-м авиаремонтном заводе в Пушкине. В 1981 году Александр Иванович уволился в запас в звании гвардии подполковника, но продолжал работать на заводе в должности начальника одного из цехов до 1990 года. После выхода на заслуженный отдых А. И. Разгонин жил в Ленинграде. Умер Александр Иванович 22 февраля 2012 года.

    Reply Follow