• Первенцев Аркадий Алексеевич, писатель

    Аркадий Алексеевич Первенцев родился 13 (26) января 1905 года в селе Нагут, ныне Минераловлодский район Ставропольского края в учительской семье. Отец — Первенцев Алексей Иванович — православный священник, мать — Афанасьева Любовь Андреевна — учительница. Троюродный брат Владимира Маяковского. Рос на Кубани, в станице Новолокрвоской. Был культработником в станице Новорождественской, корреспондентом в газетах «Пролетарский путь» и «Ленинский путь» в городе Тихорецке. Проходил действительную службу в кавалерии, прошёл путь от красноармейца до командира сабельного взвода. После демобилизации переехал в Москву, учился на вечернем отделении МВТУ им. Баумана (1929—1933), одновременно работал и писал рассказы. В 1937 году опубликовал ставший знаменитым роман "Кочубей" (одноимённый фильм, 1958) о герое Гражданской войны И.А.Кочубее В 1940 году публикует роман «Над Кубанью», тоже о Гражданской войне.

    В годы Великой Отечественной войны работал специальным корреспондентом "Известий", сотрудничал также в "Красной звезде" и "Красном флоте". Политработник РККФ, капитан 1 ранга. 2 июля 1942 года вместе с Евгением Петровым, погибшим в этой аварии, попал в авиакатастрофу, чудом выжил. В годы войны им написаны романы «Испытание» (1942), «Огненная земля» (1945), пьеса «Крылатое племя» (1941), рассказы, в том числе «Девушка с Тамани», «Валька с торпедной „девятки“».

    После войны пишет романы «Честь смолоду» (1948), «Матросы» (1961), «Гамаюн, птица вещая» (1963), «Оливковая ветвь» (1965), «Директор Томилин» (1978), «Секретный фронт» (кн. 1—2, 1971—1978). Депутат Верховного Совета РСФСР. Член правления Союза писателей РСФСР и Союза писателей СССР. Член ВКП(б) с 1950 года.

    В годы репрессий Аркадий Первенцев писал в своих дневниках сочувствие к происходящему, в частности он был шокирован арестом Ольги Берггольц. В предвоенные годы, в дневниках отображаются волнения автора, предчувствия скорой войны. В послевоенные годы автор участвовал в травле писателей еврейского происхождения в связи с "Кап=мпание по борьбе с космополиами" и делом Евроейского антифашистского комитета. За это в годы оттепели подвергся опале — писатели и шестидесятники упрекали автора в сталинизме и в верности «культу личности».

    В поздние годы Первенцев очень сильно переживал кризис идеологии Советского государства:

    «Да ведь должно быть Рождество. Когда? Вот нехристь-то… Если за 50 лет сумели начисто вытоптать из душ религию, исповедавшуюся 2000 лет, что останется от нашей религии, если умножатся внутренние враги коммунизма? Неужели наши жизни окажутся зряшними и напрасно были потрачены силы и кровь?»

    Скончался Аркадий Алексеевич Первенцев 20 октября 1981 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

    Из наградного листа на представления Аркадия Алексеевича Первенцева на орден «Отечественная война» I степени:

    «Писатель Аркадий Первенцев по моему заданию выезжая в длительные командировки на Черноморский флот оказал большую помощь политработникам флота в боевой обстановке. Неоднократно участвуя в боевых операциях в батальоне морской пехоты А. Первенцев написал ряд рассказов о очерков о мужестве и геройстве Черноморцев. Сейчас он работает над созданием большого художественного произведения о моряках Черноморцах».

    Идеологическая направленность творчества Первенцева резко оценивалась зарубежными исследователями (так, пьеса 1951 «Младший партнер» именовалась «подстрекательским вкладом в борьбу с космополитизмом»). Советская критика, начиная с 1960-х, многократно акцентировала «отпечаток культа личности», особенно в пьесах и киносценариях Первенцева («Южный узел», «Третий удар» и др.). Авторы 2-томной «Истории советского романа» (1965) отмечали недостаточно высокий художественный уровень произведений Первенцева: облегченное изображение сложных социальных и психологических ситуаций, издержки т. н. «производственного жанра», схематизм конфликта, однообразие стиля. Если приверженность той или иной идеологической доктрине, в конечном итоге,— личное дело и право человека, то наличие серьёзных художественных просчетов в произведении писателя, разумеется, оправданию не подлежит.

    Лауреат Сталинской премии 2 степени (1949).

    Reply Follow